ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
14.11.2016 г. – 18.11.2016 г.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
О перемещении, хранении и продаже физическими лицами алкогольных напитков.
Декретом установлено, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе осуществлять (не для коммерческих целей):
- хранение алкогольных напитков на территории Республики Беларусь без ограничений по их количеству;
- перемещение по территории Республики Беларусь без ограничений по количеству алкогольных напитков, маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками (в том числе без документов, подтверждающих легальность приобретения этих напитков), а также алкогольных напитков, изготовленных этими лицами для собственного потребления;
- перемещение по территории Республики Беларусь алкогольных напитков, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками (в том числе без документов, подтверждающих легальность их приобретения), в объеме не более 5 литров.
Перемещение по территории Республики Беларусь физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, более 5 литров алкогольных напитков, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками, влечет наложение штрафа в размере от десяти до ста базовых величин с конфискацией алкогольных напитков, превышающих количество, перемещение которого допускается, или без конфискации.
Предусмотрено, что повторное в течение года совершение данного деяния влечет наложение штрафа в размере от двадцати до ста базовых величин с конфискацией алкогольных напитков, превышающих количество, перемещение которого допускается, а также транспортных средств, использованных для перемещения алкогольных напитков (кроме транспортных средств общего пользования), независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации таких транспортных средств.
Продажа (при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности) физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, алкогольных напитков, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками, а также алкогольных напитков собственного изготовления влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин с конфискацией продаваемых алкогольных напитков, а также с конфискацией алкогольных напитков, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками, алкогольных напитков собственного изготовления, принадлежащих виновному лицу или находившихся в месте совершения правонарушения на момент совершения правонарушения, или без конфискации таких алкогольных напитков.
Повторное в течение года совершение данного деяния влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией продаваемых алкогольных напитков, а также с конфискацией алкогольных напитков, не маркированных в установленном порядке акцизными марками Республики Беларусь и (или) специальными марками, алкогольных напитков собственного изготовления, принадлежащих виновному лицу или находившихся в месте совершения правонарушения на момент совершения правонарушения.
Декрет вступил в силу 12 ноября 2016 г.
О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь.
В частности, документом предусмотрено, что Национальный банк, республиканские унитарные предприятия, учреждения, другие организации, за которыми недвижимое имущество, находящееся в республиканской собственности, закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также акционерные общества, созданные в процессе преобразования арендных предприятий, коллективных (народных) предприятий, государственных предприятий, государственных унитарных предприятий и приватизации арендных предприятий, и республиканские государственно-общественные объединения в отношении переданного им в безвозмездное пользование недвижимого имущества, находящегося в республиканской собственности, обеспечивают перечисление в республиканский бюджет 50 процентов платы за право заключения договоров аренды недвижимого имущества государственной собственности, полученной при проведении аукционов по продаже права заключения договоров аренды, и 25 процентов средств, полученных от сдачи в аренду данного недвижимого имущества, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Арендодатели капитальных строений (зданий, сооружений), права на которые не зарегистрированы в установленном порядке, обязаны до 1 июля 2017 г., а в случае заключения договора аренды после 1 января 2017 г. – в течение шести месяцев со дня заключения такого договора обеспечить государственную регистрацию прав на указанное имущество, кроме случаев, когда эти капитальные строения (здания, сооружения) расположены на землях общего пользования.
В случае неосуществления государственной регистрации в установленный срок арендодатель перечисляет в республиканский бюджет 100 процентов средств начиная с 1 июля 2017 г. либо с месяца, следующего за месяцем, в котором истек установленный шестимесячный срок.
Документом установлено, что государственное недвижимое имущество может быть предоставлено в безвозмездное пользование частному партнеру для исполнения обязательств, предусмотренных соглашением о государственно-частном партнерстве, а также иностранным или международным юридическим лицам (организациям, не являющимся юридическими лицами) и иным лицам в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.
В случае передачи недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности либо в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) административно-территориальных единиц, в аренду или безвозмездное пользование в период действия соответствующего договора допускается использование недвижимого имущества по назначению, определенному в таком договоре, отличному от назначения, указанного в документах Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, без проведения строительно-монтажных работ (за исключением выполнения таких работ при текущем или капитальном ремонте) и изменения назначения недвижимого имущества и целевого назначения земельного участка, предоставленного для его обслуживания, с соблюдением арендатором требований законодательства, регулирующего порядок и условия осуществления соответствующей деятельности.
Также Указом предусмотрено взыскание платы за право заключения договоров аренды недвижимого имущества государственной собственности, полученной при проведении аукционов по продаже права заключения договоров аренды, средств, полученных от сдачи в аренду данного имущества, а также пеней, не перечисленных в установленный срок в республиканский или местные бюджеты, путем списания в бесспорном порядке на основании приказа Министерства финансов или его территориального органа, местного финансового органа.
Определено, что договоры аренды и безвозмездного пользования недвижимым имуществом, находящимся в государственной собственности либо в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) административно-территориальных единиц, а также договоры аренды машин, оборудования, транспортных средств, иного движимого имущества, относящегося к основным средствам, находящихся в государственной собственности, заключенные до 1 января 2017 г., должны быть приведены в соответствие с Указом до 1 апреля 2017 г.
Указ вступил в силу 19 ноября 2016г.
ПАЛАТА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Об исполнительном производстве.
В частности, Законом определены задачи и основные принципы исполнительного производства; органы принудительного исполнения; требования, предъявляемые к содержанию исполнительных документов; способы извещения и корреспонденция в исполнительном производстве; порядок обращения взыскания на денежные средства и иное имущество должника, реализации имущества должника на торгах, обращения взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы, обжалования (опротестования) постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей, иных работников органов принудительного исполнения.
Законом предусмотрено создание банка данных исполнительных производств, предназначенного для централизованного накопления сведений об исполнительных производствах, а также для учета, контроля и использования этих сведений в целях реализации задач исполнительного производства.
Определено, что органы принудительного исполнения на основании заявления гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, либо запроса суда, нотариуса, государственного органа предоставляют сведения о наличии исполнительных производств, возбужденных в отношении должника – индивидуального предпринимателя, должника – юридического лица, должника – организации, не являющейся юридическим лицом, об ограничениях (обременениях), установленных в отношении таких должников и (или) их имущества в исполнительном производстве.
Установлено, что извещение сторон и иных участников исполнительного производства о дате, времени и месте совершения исполнительных действий, а также вызов их к судебному исполнителю осуществляются повесткой или телеграммой с уведомлением о вручении либо посредством использования электронной и иных видов связи, обеспечивающих фиксирование факта их получения.
Предусмотрено, что до предъявления исполнительного документа, связанного со взысканием денежных средств с должника – индивидуального предпринимателя или должника – юридического лица, к исполнению в орган принудительного исполнения взыскатель направляет исполнительный документ в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для списания в бесспорном порядке денежных средств, находящихся на банковских счетах должника – индивидуального предпринимателя или должника – юридического лица и (или) зачисляемых на эти счета в пользу этого должника в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации.
До предъявления исполнительного документа, связанного со взысканием денежных средств с должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, к исполнению в орган принудительного исполнения взыскатель вправе направить исполнительный документ по известному месту получения таким должником заработной платы и приравненных к ней доходов с заявлением о проведении удержания согласно исполнительному документу и перечислении удержанных денежных средств взыскателю за счет этого должника.
Законом также установлены меры по обеспечению исполнения исполнительного документа. Такими мерами, в частности, являются запрещение должнику пользоваться принадлежащим ему имуществом или установление пределов пользования этим имуществом; временное ограничение права должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, должностных лиц должника – юридического лица на выезд из Республики Беларусь; временное ограничение права должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, мощность двигателя которых превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил), права на охоту, за исключением случаев, когда пользование указанными правами необходимо должнику в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства получения дохода; временное ограничение должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в посещении игорных заведений.
При возбуждении исполнительного производства судебный исполнитель предоставляет должнику семидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа.
Постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, за исключением Главного судебного исполнителя Республики Беларусь, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть обжалованы (опротестованы) сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа, прокурором в порядке подчиненности соответственно руководителю органа принудительного исполнения, вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения, а в случае несогласия с их решением – в суд.
Кроме того, Законом внесены изменения и дополнения:
Закон вступает в силу с 16 мая 2017 г.
О судебных исполнителях.
В соответствии с Законом судебными исполнителями являются лица, которые занимают должности в органах принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов и непосредственно заняты в соответствии с должностными обязанностями исполнением судебных постановлений и иных исполнительных документов. Судебные исполнители при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства.
Судебным исполнителем может быть назначен гражданин Республики Беларусь, владеющий государственными языками Республики Беларусь, имеющий среднее специальное или высшее юридическое образование либо обучающийся в учреждении, обеспечивающем получение высшего юридического образования, способный по своим профессиональным знаниям, моральным и деловым качествам исполнять возложенные на него обязанности. В исключительных случаях на должность судебного исполнителя может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий иное высшее образование по специальностям, определенным Министерством юстиции Республики Беларусь.
Законом определены полномочия Главного судебного исполнителя Республики Беларусь, главного судебного исполнителя территориального органа принудительного исполнения, права и обязанности судебного исполнителя.
Установлены также гарантии правовой и социальной защиты судебных исполнителей и членов их семей:
- право на возмещение расходов за пользование услугами электросвязи в порядке и размерах, установленных Министерством юстиции Республики Беларусь;
- право на возмещение расходов по проезду транспортом общего пользования (за исключением такси) к месту исполнения исполнительных документов и право на выплату денежной компенсации за использование в служебных целях принадлежащих им транспортных средств в порядке и размерах, установленных актами законодательства.
Судебные исполнители, находящиеся в служебной командировке, имеют право на внеочередное приобретение проездных документов на все виды транспорта и право на внеочередное размещение в гостиницах по командировочным удостоверениям.
Жизнь, здоровье и имущество судебных исполнителей подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета в порядке и на условиях, установленных актами законодательства.
Контроль за работой судебных исполнителей по правильному, полному и своевременному исполнению исполнительных документов и результатами их деятельности осуществляют Министерство юстиции Республики Беларусь, главные управления юстиции, главные судебные исполнители органов принудительного исполнения в порядке, установленном актами законодательства.
Закон вступает в силу с 13 мая 2017 г.
Совет Министров Республики Беларусь
Постановлением утверждены:
- Положение об установлении порядка проведения лесоустройства, разработки и утверждения лесоустроительного проекта, внесения в него изменений и (или) дополнений;
- Положение о порядке проведения лесных аукционов;
- Положение о порядке проведения мониторинга лесов и использования его данных;
- Положение о порядке ведения государственного лесного кадастра и использования его данных;
- Инструкция о порядке учета, хранения, заполнения, выдачи и аннулирования лесорубочного билета, ордера и лесного билета.
Также установлены формы лесорубочного билета, ордера, лесного билета, типовые формы договора аренды участка лесного фонда и карты-схемы с обозначенными границами участка лесного фонда для предоставления его в аренду.
Лесоустроительное республиканское унитарное предприятие «Белгослес» и его дочерние предприятия определены организациями, уполномоченными проводить лесоустройство.
Установлено, что бланки лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов, изготовленные в соответствии с формой, действовавшей до 31 декабря 2016 г., применяются до 1 января 2018 г.
Лесорубочные билеты, ордера и лесные билеты, выданные до вступления в силу постановления, действуют до окончания срока их действия.
Кроме того, внесены изменения и дополнения:
Постановление вступает в силу с 31 декабря 2016 г.
Постановлением установлено, что экспорт из Республики Беларусь за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза регенерируемых бумаги или картона (макулатуры и отходов), классифицируемых товарной позицией 4707 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, происходящих с территории Республики Беларусь (макулатура), при помещении под таможенные процедуры экспорта, временного вывоза, переработки вне таможенной территории осуществляется по разовым лицензиям, выдаваемым Министерством антимонопольного регулирования и торговли по согласованию с Белорусским производственно-торговым концерном лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и Министерством архитектуры и строительства в порядке, аналогичном установленному Правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, предусмотренными приложением к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), с учетом установленных постановлением особенностей.
Белорусский производственно-торговый концерн лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и Министерство архитектуры и строительства согласовывают заявление о выдаче лицензии на экспорт макулатуры при помещении под таможенные процедуры экспорта, временного вывоза, переработки вне таможенной территории при наличии заключенного между названным концерном и организацией соглашения об условиях поставок макулатуры.
Постановление вступило в силу 16 ноября 2016 г. и действует в течение шести месяцев.
Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
О наделении должностных лиц Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и его территориальных органов полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку к рассмотрению дел об административных правонарушениях.
- начальника, заместителя начальника, консультанта управления по развитию и защите конкуренции главного управления антимонопольного регулирования Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь;
- начальника, заместителя начальника, консультанта отдела антимонопольного регулирования главного управления антимонопольного регулирования Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь;
- начальника, заместителя начальника, консультанта аналитического отдела главного управления антимонопольного регулирования Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь;
- заместителя начальника, главного специалиста отдела антимонопольного регулирования территориальных органов Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь;
- заместителя начальника, главного специалиста отдела анализа товарных рынков и ценового регулирования территориальных органов Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь;
- заместителя начальника главного управления – начальника управления, заместителя начальника управления, главного контролера-ревизора, ведущего контролера-ревизора управления контроля – торговой инспекции территориальных органов Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
Постановление вступило в силу 17 ноября 2016 г.
Комитет государственной безопасности Республики Беларусь и Министерство внутренних дел Республики Беларусь
Об утверждении Положения о профилактических, режимных и организационных мерах предупреждения террористической деятельности и минимизации ее последствий на критически важных объектах Республики Беларусь.
В соответствии с утвержденным Положением основные профилактические, режимные и организационные меры предупреждения террористической деятельности и минимизации ее последствий на критически важных объектах принимаются для решения следующих задач:
- прогнозирование угроз безопасности критически важных объектов и последствий совершения актов терроризма на данных объектах;
- воспрепятствование незаконному проникновению на критически важные объекты;
- обеспечение контроля за обстановкой на критически важных объектах;
- выявление лиц, проникших на критически важный объект в целях осуществления противоправных деяний, а также признаков подготовки или осуществления террористической деятельности;
- минимизация последствий совершения акта терроризма и осуществления иной террористической деятельности на критически важных объектах.
Положением определены основные профилактические, режимные и организационные меры предупреждения террористической деятельности и минимизации ее последствий на критически важных объектах.
Оценка эффективности выполнения названных мер проводится:
- работниками охраны критически важного объекта или подразделением охраны критически важного объекта – по решению руководителей (заместителей руководителя) государственных органов и иных организаций, эксплуатирующих соответствующие критически важные объекты;
- органами внутренних дел и (или) государственной безопасности – по решению руководителей (заместителей руководителя) органов внутренних дел и (или) государственной безопасности;
- субъектами борьбы с терроризмом – по решению комиссий по противодействию экстремизму и борьбе с терроризмом на территории соответствующей области (г. Минска).
Постановление вступило в силу 17 ноября 2016 г.
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь
Об утверждении Инструкции о порядке проведения конкурсов по выбору исполнителей мероприятий государственных программ.
Утвержденная Инструкция определяет порядок проведения конкурсов по выбору исполнителей мероприятий государственных программ (подпрограмм), ответственным заказчиком которых является Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь, если иное не установлено законодательством.
Предметом конкурса является право на заключение договора на реализацию мероприятия.
К участию в конкурсе допускаются субъекты хозяйствования, за исключением случаев, если:
- на их имущество наложен арест;
- они находятся в процессе ликвидации (прекращения деятельности), в отношении их судом принято решение о банкротстве с ликвидацией (прекращением деятельности) должника, они находятся в процессе реорганизации (за исключением юридических лиц, реорганизуемых путем присоединения к ним других юридических лиц);
- они включены в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;
- они предоставили недостоверную информацию о себе.
Извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте организатора конкурса в глобальной компьютерной сети Интернет (в печатном средстве (средствах) массовой информации):
- не менее чем за тридцать календарных дней до даты проведения конкурса;
- не менее чем за десять календарных дней до даты проведения повторного конкурса.
Инструкцией определен порядок создания и работы комиссии, оформления участия в конкурсе, проведения конкурса.
Постановление вступает в силу с 18 ноября 2016 г.