ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
12.12.2016 г. – 16.12.2016 г.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Совет Министров Республики Беларусь
Внесены изменения и дополнения в приложения 1 и 2 к Положению о порядке возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего, утвержденному
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. № 821 «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих».
Постановление вступило в силу 11 декабря 2016г.
О некоторых вопросах определения размера вреда (в том числе реального ущерба).
Постановлением утверждено Положение о порядке определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями.
Согласно Положению размер вреда, причиненного имуществу субъектов хозяйственной деятельности, определяется на дату причинения вреда исходя из денежной оценки имущества, числящегося в бухгалтерском учете, и (или) документов, отражающих денежную оценку имущества (уменьшенную на сумму амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам, рассчитанных в соответствии с законодательством).
Размер вреда определяется при:
- недостаче – как разница между денежной оценкой имущества, числящегося в бухгалтерском учете, и денежной оценкой его фактического наличия;
- списании имущества сверх установленных норм (нормативов, лимитов) – как разница между денежной оценкой фактически списанного имущества и денежной оценкой имущества, подлежащего списанию в соответствии с актами законодательства;
- излишней выплате (переплате) денежных средств – как разница между фактически выплаченными денежными средствами и денежными средствами, подлежащими выплате в соответствии с актами законодательства;
- недоплате (недополучении) денежных средств – как разница между денежными средствами, подлежащими выплате в соответствии с актами законодательства, и денежными средствами, фактически выплаченными;
- ухудшении характеристик имущества, в том числе в случае его разукомплектования, повреждения, порчи, при которых экономически целесообразно восстановление характеристик имущества, – исходя из стоимости данного восстановления (в том числе ремонта, необходимого комплектования);
- отчуждении имущества ниже стоимости, определенной в соответствии с актами законодательства, – как разница между стоимостью, определенной в соответствии с актами законодательства, и стоимостью, по которой имущество было реализовано;
- завышении (занижении) фактически оплаченной по сравнению с определенной в соответствии с актами законодательства (при их наличии) стоимости (цен, тарифов) товаров (работ, услуг) – в размере выявленного завышения (занижения).
В случае если в соответствии с законодательством бухгалтерский учет субъектом хозяйственной деятельности не ведется и (или) отсутствуют документы, отражающие денежную оценку имущества, вред определяется исходя из регулируемых цен или свободных цен на основании сведений изготовителей, исполнителей, субъектов торговли о ценах (тарифах) на идентичные товары (работы, услуги), информации, содержащейся в специальных отечественных и зарубежных справочниках, каталогах, периодических изданиях, информационных материалах изготовителей, исполнителей, субъектов торговли (в том числе размещенных на сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет). При наличии двух и более источников информации, содержащих сведения о ценах (тарифах) на идентичные товары (работы, услуги), вред определяется исходя из сведений о наименьшей цене (тарифе), действовавшей на дату причинения вреда.
Министерству финансов предоставлено право давать разъяснения по вопросам применения Положения.
Постановление вступило в силу 11 декабря 2016г.
Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
В соответствии с утвержденной Инструкцией процедуры управления рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, включают совокупность предпринимаемых товарной биржей действий, направленных на определение, классификацию, оценку, мониторинг таких рисков и их минимизацию посредством принятия товарной биржей при осуществлении финансовых операций следующих мер внутреннего контроля:
- идентификация участников финансовых операций;
- анализ предоставленных участником финансовой операции при его идентификации документов (сведений), в том числе сопоставление содержащейся в них информации с информацией, имеющейся в распоряжении товарной биржи;
- обновление (актуализация) информации об участниках финансовых операций, полученной в процессе их идентификации;
- отнесение выявленных финансовых операций к различным степеням риска, пересмотр ранее установленной товарной биржей степени риска;
- регистрация финансовой операции, подлежащей особому контролю;
- исполнение решения органа финансового мониторинга о приостановлении и возобновлении финансовой операции;
- замораживание средств и (или) блокирование финансовой операции, а также информирование собственника или владельца средств, участника финансовой операции о замораживании средств и (или) блокировании финансовой операции;
- предоставление в орган финансового мониторинга специального формуляра, а также по его запросу и в установленные им сроки иных информации и документов, необходимых для выполнения возложенных на него функций;
- хранение сведений и документов (их копий), полученных в результате идентификации участников финансовых операций, а также иных сведений и документов (либо заменяющих их копий), получение (составление) которых предусмотрено законодательством;
- принятие иных мер в соответствии с законодательством.
Постановление вступило в силу 11 декабря 2016г.
Министерство финансов Республики Беларусь
Об утверждении Инструкции о требованиях к правилам внутреннего контроля лиц, осуществляющих финансовые операции, контроль за деятельностью которых в части соблюдения законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь.
Согласно утвержденной Инструкции под лицами, осуществляющими финансовые операции, контроль за деятельностью которых осуществляет Министерство финансов Республики Беларусь, понимаются:
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- лица, осуществляющие торговлю драгоценными металлами и драгоценными камнями;
- ломбарды, пункты скупки в части осуществления деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
- аудиторские организации, аудиторы, осуществляющие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, оказывающие профессиональные услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, связанные с совершением от имени и (или) по поручению клиента финансовых операций;
- страховые организации и страховые брокеры;
- организаторы лотерей и электронных интерактивных игр.
Лица, осуществляющие финансовые операции, при реализации процедуры управления рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения:
- определяют и классифицируют риски;
- осуществляют оценку рисков, в том числе риска работы с клиентом, по шкале риска, которая не может состоять менее чем из двух степеней (низкая, высокая), с учетом факторов, влияющих на повышение (понижение) степени рисков;
- определяют и классифицируют факторы рисков, влияющих на повышение (понижение) степени рисков.
Оценка рисков осуществляется путем присвоения степени риска (высокая, низкая) клиенту с учетом требований к его идентификации, совершаемой до приема на обслуживание, по мере совершения финансовых операций и в иных случаях.
Постановление вступило в силу 15 декабря 2016г.
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Постановление вступает в силу с 6 января 2017 г.
Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь
О некоторых вопросах ведения единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
Постановлением установлено, что на основании соответствующих сведений из государственных организаций, полученных при нормализации границ земельных участков, вносятся исправления в документы единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (регистр).
Нормализация границ земельных участков, при выполнении работ по установлению (восстановлению) которых не было допущено ошибок, осуществляется в следующем порядке:
- выявление границ зарегистрированных земельных участков, требующих нормализации;
- внесение уточненных данных в землеустроительные дела по установлению границ вновь создаваемых земельных участков, по восстановлению границ зарегистрированных земельных участков в отношении границ смежных земельных участков, требующих нормализации, нормализуемых границ смежных земельных участков;
- отнесение границ зарегистрированных земельных участков к границам земельных участков, требующим нормализации, внесение сведений в земельно-информационную систему Республики Беларусь (ЗИС) в отношении нормализуемых границ земельных участков и границ земельных участков, требующих нормализации;
- внесение исправлений в документы регистра в отношении нормализуемых границ земельных участков и (или) информации об отнесении границ земельных участков к границам, требующим нормализации;
- уточнение на публичной кадастровой карте сведений о нормализованных границах земельных участков и границах земельных участков, требующих нормализации.
Выявление границ зарегистрированных земельных участков, требующих нормализации, и внесение уточненных данных в землеустроительные дела осуществляются с использованием геопортала ЗИС организациями, подчиненными Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы по установлению (восстановлению) границ земельных участков в процессе выполнения работ по установлению границ создаваемых земельных участков. Сведения о выявленных границах зарегистрированных земельных участков, требующих нормализации, нормализуемых границах зарегистрированных земельных участков и землеустроительные дела, содержащие уточненные данные, передаются ими в республиканское унитарное предприятие «Проектный институт Белгипрозем» или в его дочерние предприятия, ведущие ЗИС, по месту расположения земельных участков, для их отнесения к границам земельных участков, требующим нормализации, а также внесения сведений в ЗИС в отношении нормализуемых границ земельных участков при выдаче справок о внесении сведений о границе земельного участка в ЗИС.
Отнесение границ зарегистрированных земельных участков к границам, требующим нормализации, внесение сведений в ЗИС в отношении нормализуемых границ земельных участков производится организациями, ведущими ЗИС, о чем ими делаются отметки в землеустроительных делах.
С момента внесения исправлений в документы регистра в отношении нормализуемых границ земельных участков эти границы земельных участков считаются нормализованными.
Уточнение сведений о границах вновь созданных, нормализованных земельных участков и границах земельных участков, требующих нормализации, на публичной кадастровой карте осуществляется государственным республиканским унитарным предприятием «Национальное кадастровое агентство» не позднее трех рабочих дней со дня получения этих сведений от организаций по регистрации.
Постановление вступает в силу с 14 февраля 2017 г.
О некоторых вопросах организации государственных закупок товаров (работ, услуг).
Постановлением утверждена Инструкция о порядке взаимодействия заказчиков с государственным торгово-производственным объединением «Белресурсы» – управляющая компания холдинга «Белресурсы» при проведении процедур государственных закупок товаров (работ, услуг).
Инструкцией установлено, что для организации и проведения процедуры государственной закупки товаров (работ, услуг) заказчик представляет торгово-производственному объединению «Белресурсы» – управляющей компании холдинга «Белресурсы» (ГО «Белресурсы») на бумажном носителе и в электронном виде утвержденную заказчиком заявку на проведение процедуры государственной закупки товаров (работ, услуг), разработанную на основании проведенных заказчиком исследований конъюнктуры рынка, содержащую описание предмета государственной закупки и всю необходимую информацию и сведения для проведения процедуры государственной закупки товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством о государственных закупках, с приложением проекта договора (проектов договоров) на государственную закупку и иных документов, предусмотренных законодательством о государственных закупках.
ГО «Белресурсы» регистрирует документы, определяет структурное подразделение и (или) ответственное лицо, на которых возлагается проведение процедуры государственной закупки товаров (работ, услуг); в течение пяти рабочих дней со дня регистрации рассматривает поступившие документы и при необходимости предлагает заказчику их доработать (внести в них изменения и (или) дополнения); в течение десяти рабочих дней со дня регистрации документов или пяти рабочих дней со дня получения доработанных документов утверждает конкурсные и аукционные документы, документы, представляемые участнику для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений; в необходимых случаях вносит изменения и (или) дополнения в конкурсные и аукционные документы; осуществляет разъяснение конкурсных и аукционных документов.
Заказчик в день заключения договора с участником-победителем или в день принятия решения об отмене процедуры государственной закупки уведомляет ГО «Белресурсы» о заключении договора с участником-победителем или об отмене процедуры государственной закупки, а ГО «Белресурсы» размещает необходимые сведения, составляет справку о процедуре государственной закупки в течение пяти рабочих дней со дня заключения договора либо принятия решения об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся.
Постановлением также установлено, что оплата услуг ГО «Белресурсы» по организации и проведению процедур государственных закупок товаров (работ, услуг) осуществляется участником до истечения срока подготовки и подачи предложений на основании заключаемого договора возмездного оказания услуг.
Постановление вступило в силу 11 декабря 2016г.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь
Постановление вступило в силу 15 декабря 2016г.
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь
Об утверждении Инструкции о порядке и условиях трудоустройства безработных для приобретения опыта практической работы с частичной компенсацией нанимателям затрат на оплату труда.
Согласно Инструкции трудоустройство безработных для приобретения опыта практической работы по полученной профессии (специальности) может осуществляться в организациях независимо от форм собственности, за исключением организаций, деятельность которых финансируется за счет бюджетных средств, и у индивидуальных предпринимателей.
Для приобретения опыта практической работы по полученной профессии (специальности) направляются безработные, зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите, из числа:
- выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование;
- лиц, прошедших профессиональную подготовку или переподготовку по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;
- лиц, освоивших содержание образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки рабочих (служащих), образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в учреждениях образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
- лиц, длительное время (более 12 месяцев) не работавших в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом.
Наниматели, предоставляющие рабочие места для трудоустройства указанных категорий безработных, имеют право на частичную компенсацию затрат на оплату их труда.
С нанимателем, давшим согласие на трудоустройство конкретного безработного, орган по труду, занятости и социальной защите заключает договор о трудоустройстве безработного для приобретения опыта практической работы по полученной профессии (специальности) и частичной компенсации затрат по оплате его труда. В свою очередь, наниматели заключают с безработными срочные трудовые договоры сроком от двух до шести месяцев в порядке, установленном законодательством о труде, а в малых городах и районах с высокой напряженностью на рынке труда – сроком на один год.
Договор о трудоустройстве может быть досрочно расторгнут с нанимателем, не выполняющим условия договора или признанным банкротом. При этом трудовые отношения с гражданином продолжаются на прежних условиях, а затраты нанимателя по оплате труда данного гражданина не компенсируются.
Постановление вступило в силу 16 декабря 2016 г.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по организации и проведению выборочного государственного статистического наблюдения за ценами и тарифами на потребительские товары и платные услуги, оказываемые населению
Постановление вступает в силу с 01 января 2016г.
О внесении изменений в Методику по расчету общего объема перевозок грузов, грузооборота автомобильного транспорта и индексов перевозок грузов, грузооборота
Постановление вступает в силу с 20 января 2016г.
О внесении изменения в Методику расчета сводного индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению
Постановление вступает в силу с 01 января 2016г.