ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
30.09.2024 г. – 06.10.2024 г.

Президент Республики Беларусь

Указ от 25 сентября 2024 г. № 377
О флаге Министерства по чрезвычайным ситуациям

Документом учреждается флаг Министерства по чрезвычайным ситуациям, а также утверждаются Положение о флаге Министерства по чрезвычайным ситуациям, его описание и изображение.
Так, флаг Министерства по чрезвычайным ситуациям (флаг) является его официальным геральдическим символом. Флаг размещается на зданиях Министерства по чрезвычайным ситуациям, в залах заседаний, служебном кабинете Министра по чрезвычайным ситуациям. Флаг может размещаться:
на зданиях департаментов Министерства по чрезвычайным ситуациям, органов, подразделений и организаций, подчиненных Министерству по чрезвычайным ситуациям;
в служебных кабинетах заместителей Министра по чрезвычайным ситуациям, начальников департаментов, органов, подразделений и организаций, подчиненных Министерству по чрезвычайным ситуациям;
в иных местах, определяемых Министром по чрезвычайным ситуациям.
Изображение флага может размещаться на:
печатной, рекламно-информационной, сувенирной, кино-, видео-, фото- и иной продукции, которая изготавливается Министерством по чрезвычайным ситуациям или по его заказу;
официальном сайте Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Флаг может использоваться во время государственных праздников и праздничных дней, при проведении спортивных, культурно-массовых, торжественных и иных массовых мероприятий, в том числе за пределами административных зданий, занимаемых Министерством по чрезвычайным ситуациям, его департаментами, органами, подразделениями и организациями, подчиненными Министерству по чрезвычайным ситуациям.
Указ вступил в силу 28 сентября 2024 г.


Правление Национального банка Республики Беларусь

Постановление от 9 сентября 2024 г. № 284
Об осуществлении консультационных и информационных услуг, деятельности в рамках партнерских соглашений о сотрудничестве

Документом утверждается Инструкция об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями консультационных и информационных услуг, деятельности в рамках партнерских соглашений о сотрудничестве (Инструкция).
Инструкция устанавливает для банков, небанковских кредитно-финансовых организаций (банки) порядок осуществления консультационных и информационных услуг, направления сотрудничества, порядок и условия осуществления банками деятельности в рамках партнерских соглашений о сотрудничестве с юридическими и физическими лицами, связанной с осуществлением банковских операций.
Действие Инструкции не распространяется на отношения:
по осуществлению банками как страховыми агентами от имени страховой организации посреднической деятельности по страхованию на основании гражданско-правового договора;
регулируемые Законом Республики Беларусь от 19 апреля 2022 г. № 164-З «О платежных системах и платежных услугах».
Консультационные и информационные услуги могут оказываться банками в устной или письменной форме, в том числе путем использования электронной или иной связи, информационных сетей (систем) или программных и (или) технических средств, с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защиты информации, в том числе о персональных данных.
Банк оценивает риски, возникающие при оказании консультационных и информационных услуг, в том числе операционный риск, включая правовой риск, риск в сфере информационных технологий (ИТ-риск) и риск информационной безопасности, риск потери деловой репутации банка (репутационный риск), в соответствии с локальными правовыми актами банка с учетом требований нормативных правовых актов Национального банка, регулирующих вопросы корпоративного управления.
Консультационные услуги оказываются банками физическим лицам, за исключением индивидуальных предпринимателей, без заключения договора и без взимания вознаграждения (платы) с физических лиц.
При осуществлении деятельности в рамках партнерских соглашений о сотрудничестве банк обеспечивает соблюдение следующих основных условий (принципов):
первоочередность осуществления банковской операции по отношению к деятельности в рамках партнерских соглашений о сотрудничестве;
приоритет интересов клиента банка, которому банк в дополнение к банковской операции предоставляет возможность ознакомиться с товарами (работами, услугами), иными объектами гражданских прав партнеров банка;
повышение качества оказания банковских услуг для клиента банка;
минимизация рисков банка при оказании банковских услуг;
обязательность заключения договора о сотрудничестве между банком и его партнером;
обязательность заключения договора на реализацию товаров (работ, услуг), иных объектов гражданских прав между партнером банка и клиентом банка;
обязательность информирования клиента банка о том, что по заключаемому между партнером банка и клиентом банка договору на реализацию товаров (работ, услуг), иных объектов гражданских прав банк не принимает на себя прав и (или) обязанностей и не несет ответственности за его исполнение.
Постановление вступает в силу с 28 марта 2025 г.


Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

Постановление от 1 июля 2024 г. № 53
Об утверждении Авиационных правил по обеспечению безопасности при выполнении полетов в зоны конфликтов

Документом утверждаются Авиационные правила по обеспечению безопасности при выполнении полетов в зоны конфликтов (Авиационные правила).
Авиационные правила определяют порядок обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности в области гражданской авиации в целях повышения уровня безопасности полетов гражданских воздушных судов при осуществлении международных воздушных перевозок грузов рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) (чартерные рейсы) в зоны конфликтов, имеющих потенциальную опасность для безопасности полетов воздушных судов (зоны конфликтов), и распространяются на эксплуатантов воздушных судов (организации Республики Беларусь).
При получении заявки от заказчика на выполнение чартерного рейса в зону конфликта авиакомпанией:
определяются технические возможности авиакомпании;
изучаются Резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций по зоне конфликта;
получаются от Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций (Департамент по авиации) информация о военно-политической обстановке в зоне выполнения чартерного рейса и рекомендации об уменьшении степени риска при его выполнении;
проводятся консультации со страховой компанией о возможных рисках при выполнении чартерного рейса;
обеспечивается получение от всех заинтересованных сторон перевозки, включая грузополучателей и грузоотправителей, письменных гарантий безопасности на период взлета воздушного судна, выполнения его полета, посадки и пребывания в аэропорту назначения;
анализируется информация средств массовой информации о ситуации в зоне выполнения чартерного рейса и вблизи этой зоны;
проводятся консультации с авиакомпаниями-партнерами о практике осуществления полетов в зону выполнения чартерного рейса;
анализируются факты авиационных событий, связанных с безопасностью гражданской авиации в зоне выполнения чартерного рейса;
анализируются извещения NOTАМ.
Для получения информации о военно-политической обстановке в зоне выполнения чартерного рейса и рекомендаций об уменьшении степени риска при его выполнении авиакомпания направляет в Департамент по авиации письмо, в котором указываются планируемые для полета зона конфликта (аэропорт назначения при его наличии) и период выполнения чартерного рейса.
Департамент по авиации в течение двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения указанного письма, направляет запрос в Министерство иностранных дел для получения информации о военно-политической обстановке в зоне выполнения чартерного рейса, в том числе и в районе аэропорта назначения, а также рекомендаций о целесообразности его выполнения.
Министерство иностранных дел в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения указанного запроса, рассматривает этот запрос и направляет в Департамент по авиации имеющуюся у него информацию.
По результатам рассмотрения письма авиакомпании Департамент по авиации в течение двух рабочих дней после получения информации от Министерства иностранных дел направляет информацию о военно-политической обстановке в зоне выполнения чартерного рейса и рекомендации об уменьшении степени риска при его выполнении.
Решение о выполнении чартерного рейса в зону конфликта принимает руководитель авиакомпании. При принятии решения о выполнении чартерного рейса в зону конфликта авиакомпания принимает меры к тому, чтобы запланированный чартерный рейс не начинался или не продолжался, пока авиакомпания на основании обоснованных данных не удостоверится в том, что воздушное пространство, в пределах которого проходит предполагаемый маршрут от аэродрома вылета до аэродрома прибытия, включая предполагаемые аэродромы взлета, назначения и запасные аэродромы на маршруте, может безопасно использоваться для производства запланированного чартерного рейса.
До заключения договора (соглашения) на выполнение чартерного рейса в зону конфликта допускается направление авиакомпанией своего представителя для изучения и оценки обстановки в аэропорту назначения.
Постановление вступает в силу с 11 октября 2024 г.