ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
14.07.2025 г. – 20.07.2025 г.
Президент Республики Беларусь
Указ от 14 июля 2025 г. № 273
Об изменении указов Президента Республики Беларусь
Документом вносятся изменения в указы Президента Республики. В частности, вносятся изменения в
Указ Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2017 г. № 463 «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков». Так, документом определено, что оформление правоудостоверяющих документов на земельные участки, предоставленные до 1 января 2008 г. организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда и (или) оказывающим жилищно-коммунальные услуги, для обслуживания объектов недвижимого имущества жилищного фонда, осуществляется по мере необходимости и должно быть завершено до 1 января 2028 г.
Кроме того, вносятся изменения в
Указ Президента Республики Беларусь от 2 марта 2021 г. № 76 «Об оформлении правоудостоверяющих документов». Так, до 1 января 2028 г. изъятие и предоставление земельных участков для строительства и обслуживания эксплуатируемых капитальных строений (зданий, сооружений) осуществляются без разработки проектов отвода земельных участков. Вместе с тем до 1 января 2031 г. освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь работ по технической инвентаризации (проверке характеристик) принадлежащего организациям незарегистрированного эксплуатируемого недвижимого имущества и землеустроительных работ в отношении земельных участков, на которых оно расположено.
В соответствии с документом до 1 января 2028 г. освобождаются от государственной пошлины за выдачу (оформление) правоудостоверяющих документов на земельные участки уполномоченные лица – в отношении земельных участков для строительства и обслуживания эксплуатируемых многоквартирных жилых домов.
Указ вступил в силу 17 июля 2025 г.
Закон Республики Беларусь
Закон от 12 июля 2025 г. № 86-З
Об изменении законов по вопросам обеспечения прав детей
Документом вносятся изменения в
Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка». Так, защита прав и законных интересов ребенка обеспечивается органами внутренних дел наряду с комиссиями по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, прокуратурой и судом, а также иными организациями, уполномоченными на то законодательством.
Также документом уточняется право ребенка на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия. Согласно изменениям теперь ребенок имеет право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации, насилия и жестокого обращения. Лица, которым стало известно о фактах эксплуатации, физического, психологического, сексуального насилия, жестокого обращения в отношении ребенка, представляющих угрозу его жизни, здоровью и развитию, обязаны немедленно сообщить об этом в компетентный государственный орган.
Кроме того, документом уточняются обязанности ребенка. Так, ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и законные интересы других граждан, ценности и культурные традиции белорусского народа, других наций и народностей, государственные символы Республики Беларусь, сохранять историческую память о героическом прошлом белорусского народа, заботиться о сохранении собственного здоровья, вести здоровый образ жизни, проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде и природным ресурсам, всем видам собственности.
В новой редакции изложена норма о социальной защите семьи государством. Так, государство оказывает поддержку семьям с детьми, обеспечивает приоритет воспитания детей в семье.
В целях полноценного содержания и воспитания ребенка в семье государство оказывает социальную помощь в виде государственных пособий, государственной адресной социальной помощи, иных видах, а также предоставляет льготы в соответствии с актами законодательства.
Кроме того, документом корректируется норма об ограничениях на работу с детьми. В целях защиты прав и законных интересов детей физические лица, планирующие осуществлять педагогическую деятельность, педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта, а также претендующие на занятие должностей служащих, связанных с выполнением воспитательных функций, других должностей служащих, профессий рабочих, связанных с постоянной работой с детьми, при заключении трудового или гражданско-правового договора подписывают обязательство о недопущении нарушения ими прав ребенка на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации, насилия, жестокого обращения и соблюдении ими ограничений на работу с детьми, которое оформляется соответственно нанимателем, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в письменной форме. Неподписание этого обязательства влечет за собой отказ в заключении трудового договора, гражданско-правового договора с такими лицами.
Вместе с тем документом вносятся изменения в
Закон Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г. № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно изменениям дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в детских интернатных учреждениях, обеспечиваются этими учреждениями:
проживанием, питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, учебниками, учебными пособиями и принадлежностями, предметами личной гигиены, иными предметами первой необходимости согласно установленным нормам;
лекарственными средствами и медицинскими изделиями (изделиями медицинского назначения, медицинской техникой), в том числе очками, в пределах размеров средств, установленных Правительством Республики Беларусь, сверх установленных законодательством о здравоохранении гарантий по обеспечению граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями (изделиями медицинского назначения, медицинской техникой) за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов при оказании им в государственных организациях здравоохранения медицинской помощи в амбулаторных условиях;
по достижении возраста 7 лет – ежемесячно денежными средствами на личные расходы по установленным нормам.
Закон от 12 июля 2025 г. № 87-З
Об изменении законов по вопросам исполнительного производства
Документом корректируется
Закон Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве» (
Закон № 439-З). Названный Закон дополняется нормой об информационных системах и ресурсах органов принудительного исполнения, среди которых:
автоматизированная информационная система органов принудительного исполнения – информационная система, предназначенная для осуществления в электронной форме учета исполнительных производств, автоматизации процесса вынесения судебными исполнителями постановлений, предписаний, иных документов, оформления совершения исполнительных действий;
банк данных исполнительных производств – информационный ресурс, предназначенный для централизованного накопления и предоставления сведений об исполнительных производствах, а также для учета, контроля и использования этих сведений в целях реализации задач исполнительного производства;
реестр задолженностей по исполнительным документам – информационный ресурс, содержащий справочную информацию об исполнительных производствах.
В соответствии с документом постановление судебного исполнителя может быть вынесено в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, и направлено сторонам исполнительного производства в порядке, установленном законодательством.
Кроме того, уточняются сроки рассмотрения документов. Так, заявления, ходатайства участников исполнительного производства рассматриваются в десятидневный срок со дня их поступления, а в случае необходимости получения документов и (или) сведений, имеющих значение для их рассмотрения, – в пятнадцатидневный срок со дня их поступления, если иное не предусмотрено
Законом № 439-З.
Закон № 439-З также дополняется следующими положениями:
представлять интересы государственных органов вправе руководители (их заместители) либо работники этих государственных органов, адвокаты, иные лица в случаях, предусмотренных законодательными актами;
руководитель государственного органа (его заместитель) подтверждает свои полномочия документом, удостоверяющим его служебное положение и дающим ему право представлять интересы государственного органа без доверенности;
руководитель государственного органа (его заместитель) в случае участия в исполнительном производстве посредством взаимодействия информационной системы этого государственного органа и автоматизированной информационной системы органов принудительного исполнения вправе представлять интересы государственного органа без предоставления документов, подтверждающих его полномочия.
Документом расширяется перечень случаев, когда срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается:
принятием собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительным документом, индивидуальным предпринимателем решения о ликвидации (прекращении деятельности);
принятием судом решения о санации должника;
предоставлением актами законодательства должнику отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления, на основании которого выдан исполнительный документ, или судебного постановления, являющегося исполнительным документом.
Закон № 439-З дополнен нормой об упрощенном порядке ведения исполнительного производства. Так, исполнительное производство ведется в упрощенном порядке в случае предъявления к исполнению исполнительного документа на сумму, не превышающую двадцати базовых величин на день предъявления к исполнению, если в отношении должника отсутствуют иные исполнительные производства, связанные со взысканием денежных средств.
Судебный исполнитель обращает взыскание на денежные средства должника, находящиеся на его банковских счетах, во вкладах (депозитах) в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях, электронные деньги в электронных кошельках должника.
Кроме того, документом вносятся изменения в
Закон Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 440-З «О судебных исполнителях» (
Закон № 440-З).
Закон № 440-З дополняется нормой о присяге судебного исполнителя. Лицо, впервые назначаемое на должность служащего в органы принудительного исполнения, за исключением лица, осуществляющего обеспечение деятельности и техническое обслуживание этих органов, приносит Присягу следующего содержания:
«Я, гражданин (гражданка) Республики Беларусь (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)), поступая на службу в органы принудительного исполнения, присягая на верность народу Республики Беларусь и закону, торжественно клянусь:
беспрекословно соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законодательные акты, иные акты законодательства, международные договоры Республики Беларусь, иные международно-правовые акты, содержащие обязательства Республики Беларусь;
обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, соблюдение и охрану интересов государства;
добросовестно и беспристрастно исполнять обязанности судебного исполнителя;
дорожить своей профессиональной честью;
хранить государственную и иную охраняемую законом тайну.
Служу Республике Беларусь! Служу закону!».
Основные положения Закона вступают в силу с 1 января 2026 г.
Закон от 12 июля 2025 г. № 90-З
Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения
Документом вносятся изменения в
Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (
Закон № 1596-XII). В соответствии с изменениями обращение за назначением пенсии может осуществляться не ранее чем за один месяц до возникновения права на нее и без ограничения каким-либо сроком после возникновения права на пенсию.
Вместе с тем документом уточняется порядок определения и подтверждения заработка. В частности, пенсия исчисляется из откорректированного фактического заработка за последние 30 лет подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом в периодах работы, иной деятельности, в течение которых работник подлежал государственному социальному страхованию и за него, а также им самим в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет фонда, учитывается фактический заработок.
В случаях, когда стаж работы обратившегося за пенсией менее установленного периода, заработок для исчисления пенсии определяется за фактически имеющийся стаж работы.
В случаях, когда стаж работы обратившегося за пенсией менее одного календарного месяца, заработок для исчисления пенсии определяется путем деления заработка за календарные дни стажа работы на число этих дней и умножения полученной суммы на 30.
Закон № 1596-XII дополняется нормой о том, что детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, инвалидам с детства I и II группы, потерявшим кормильца в возрасте до 18 лет, устанавливается повышение к социальной пенсии, трудовой пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца, назначенным в соответствии с
Законом № 1596-XII, исчисляемое из наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, установленного Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала, в следующих размерах:
детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой – 80 процентов, второй – 85 процентов, третьей – 95 процентов, четвертой – 110 процентов;
инвалидам с детства I и II группы – 110 и 95 процентов соответственно.
Вместе с тем
Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь дополняется нормой о том, что выплата пенсий (кроме социальной) несовершеннолетним осуществляется в порядке, установленном законодательством о пенсионном обеспечении для выплаты пенсий указанной категории граждан, осужденных к лишению свободы.
Кроме того, документом вносятся изменения в
Закон Республики Беларусь от 15 июля 2021 г. № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (
Закон № 118-З). Так, названный Закон дополняется нормой о том, что размер обязательных страховых взносов на скрытую заработную плату (вознаграждение) составляет 35 процентов от сумм произведенных выплат, но не менее 1/30 пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу установления факта скрытой заработной платы (вознаграждения), за каждый календарный день периода, за который выплачена скрытая заработная плата (вознаграждение).
Также
Закон № 118-З дополняется следующими положениями:
постановка на учет в городских, районных, районных в городах отделах (секторах) областных, Минского городского управлений Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (органы Фонда) в качестве плательщиков нотариусов, адвокатов осуществляется по месту жительства со дня их приема в члены соответственно Белорусской нотариальной палаты, территориальной коллегии адвокатов на основании представленной в органы Фонда информации о нотариусах, адвокатах Белорусской нотариальной палатой, территориальной коллегией адвокатов в порядке и сроки, установленные правлением Фонда;
постановка на учет в органах Фонда в качестве плательщиков граждан, осуществляющих самостоятельную профессиональную деятельность, ремесленную деятельность, деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, не являющихся плательщиками налога на профессиональный доход, осуществляется со дня их включения в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Закон от 12 июля 2025 г. № 91-З
Об изменении кодексов по вопросам административной ответственности
Так, непоставка или недопоставка поставщиком плодоовощной продукции по договору поставки такой продукции из стабилизационных фондов товаров для республиканских государственных нужд в соответствии с законодательством, а равно ее отсутствие в реализации у заготовителя в торговом объекте в межсезонный период влекут наложение штрафа в размере от пяти до двенадцати базовых величин, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.
Закон вступил в силу 17 июля 2025 г.
Закон от 14 июля 2025 г. № 95-З
Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»
Документом вносятся изменения в
Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56-З «Об аудиторской деятельности» (
Закон № 56-З). Так, уточняется определение термина «аудируемые лица», под которыми понимаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, их обособленные подразделения, представительства иностранных юридических лиц и иных организаций, зарегистрированных в установленном порядке в иностранном государстве, филиалы иностранных юридических лиц, холдинги, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), иные лица, в отношении которых проводится аудит бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и (или) которым оказываются иные аудиторские услуги (аудиторские услуги).
Также документом расширяется компетенция Совета Министров Республики Беларусь, которому предоставляются полномочия по:
утверждению положения о деловой (профессиональной) репутации;
установлению особенностей оказания аудиторских услуг в отношении обеспечения дополнительной защиты информации о деятельности организаций, имеющих особую экономическую значимость для Республики Беларусь и включенных в определенный Советом Министров Республики Беларусь перечень.
Согласно изменениям в
Закон № 56-З основанием для аннулирования квалификационного аттестата аудитора будет также служить несоответствие аудитора требованию о наличии безупречной деловой (профессиональной) репутации.
Основные положения Закона вступают в силу с 1 августа 2025 г.
Оперативно-аналитический центр при Президенте Республики Беларусь
Приказ от 12 июля 2025 г. № 121
Об изменении приказа Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 17 декабря 2010 г. № 92
Документом вносятся изменения в
приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 17 декабря 2010 г. № 92 «Об утверждении перечня уполномоченных поставщиков интернет-услуг». Так, в перечень поставщиков интернет-услуг, уполномоченных оказывать услуги по предоставлению доступа к сети Интернет, включается республиканское унитарное предприятие «Национальный центр обмена трафиком».
Приказ вступил в силу 17 июля 2025 г.
Министерство финансов Республики Беларусь
О порядке осуществления деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями в торговых объектах и объектах бытового обслуживания
Документом утверждены:
Инструкция о порядке осуществления деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями в торговых объектах (Инструкция о деятельности с драгметаллами);
Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней при изготовлении ювелирных изделий в объектах бытового обслуживания (Инструкция о порядке использования драгметаллов).
Инструкция о деятельности с драгметаллами определяет порядок приемки, хранения, отгрузки и учета драгоценных металлов и драгоценных камней, за исключением находящихся в ломе и отходах, в стационарных торговых объектах и павильонах, расположенных в капитальных строениях (зданиях, сооружениях).
Инструкция о деятельности с драгметаллами распространяется на юридических лиц, имеющих лицензию на деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями, составляющими работой и (или) услугой которой является розничная и (или) оптовая торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями, составляющими работой и (или) услугой которой является розничная торговля драгоценными металлами и драгоценными камнями, и осуществляющих оптовую и (или) розничную торговлю (субъект торговли).
Согласно Инструкции о деятельности с драгметаллами приемка, хранение, отгрузка и учет драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляются в стационарных торговых объектах и павильонах, расположенных в капитальных строениях (зданиях, сооружениях), сведения о которых включены в государственную информационную систему «Единый реестр лицензий» и имеющих хранилище ценностей.
Инструкция о порядке использования драгметаллов определяет порядок приемки, использования, хранения, отгрузки, отпуска и учета драгоценных металлов и драгоценных камней юридическими лицами Республики Беларусь, индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Республики Беларусь, при изготовлении ювелирных и других изделий в объектах бытового обслуживания по индивидуальным заказам населения и ремонте ювелирных и других изделий (изделия).
Так, в Инструкции о порядке использования драгметаллов определены:
порядок оформления заказов;
учет драгоценных металлов и драгоценных камней;
особенности учета и использования драгоценных камней;
особенности движения и учета драгоценных металлов при проведении плавки;
особенности учета драгоценных металлов при электрохимическом травлении изделий;
особенности учета оборотных драгоценных металлов;
порядок подготовки изделий к опробованию, анализу и клеймению;
учет готовой продукции и ее отпуск потребителю;
особенности сбора, учета и сдачи на переработку отходов, содержащих драгоценные металлы;
организация хранения драгоценных металлов, драгоценных камней;
инвентаризация драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
Постановление вступило в силу 16 июля 2025 г.
Министерство образования Республики Беларусь
О социально-педагогической поддержке обучающихся и оказании им психологической помощи
Документом утверждена Инструкция о порядке социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи, которая определяет порядок социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи в учреждении образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, при реализации образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (учреждения образования).
Согласно документу социально-педагогическую поддержку обучающихся в учреждениях образования осуществляет педагог социальный, психологическую помощь им оказывает педагог-психолог.
К видам социально-педагогической поддержки обучающихся относятся: социально-педагогическое просвещение, социально-педагогическая профилактика, социально-педагогическое консультирование, социально-педагогическая коррекция.
В соответствии с документом задачами деятельности педагога-психолога являются:
информирование участников образовательного процесса о возможностях получения психологической помощи;
выявление психологических проблем у обучающихся, уточнение их особенностей;
своевременное предупреждение во взаимодействии с субъектами образовательных отношений возможных нарушений в развитии личности обучающихся, их поведении и взаимодействии в социуме;
содействие в сохранении и укреплении психического здоровья обучающихся, оптимизации их психического развития, создание условий для развития ресурсных возможностей их личности, необходимых для самопознания, самосовершенствования и стремления к самореализации, и др.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Министерство информации Республики Беларусь
Об изменении постановлений Министерства информации Республики Беларусь
Документом вносятся изменения в некоторые постановления Министерства информации Республики Беларусь. В частности, вносятся изменения в
Инструкцию о порядке ведения Государственного реестра издателей, изготовителей и распространителей печатных изданий, утвержденную
постановлением Министерства информации Республики Беларусь от 16 июля 2013 г. № 10. Так, из раздела 1 Государственного реестра издателей, изготовителей и распространителей печатных изданий (Государственный реестр) исключается внесение сведений о фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) индивидуального предпринимателя. В свою очередь, в раздел 3 Государственного реестра вносятся сведения об интернет-магазине.
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Об оказании медицинской помощи при массовом поступлении пациентов с травмами
Документом утверждена Инструкция о порядке организации и оказания медицинской помощи при массовом поступлении пациентов с травмами (Инструкция). Под массовым поступлением пациентов понимается поступление в больничную организацию здравоохранения районного или межрайонного уровня более 5 пациентов в течение одного часа, из которых требуется оказание экстренной медицинской помощи не менее чем двоим, или поступление в больничную организацию здравоохранения областного (городского) или республиканского уровня более 10 пациентов в течение одного часа, из которых требуется оказание экстренной медицинской помощи не менее чем троим.
Также в Инструкции закреплена следующая терминология:
«красный» поток пациентов – пациенты, нуждающиеся в оказании экстренной медицинской помощи в организации здравоохранения;
«желтый» поток пациентов – пациенты, нуждающиеся в оказании неотложной медицинской помощи в организации здравоохранения, в которую они были доставлены, или в переводе в другую организацию здравоохранения, а также пациенты, утратившие способность к самостоятельному передвижению и самообслуживанию;
«зеленый» поток пациентов – пациенты, не нуждающиеся в оказании экстренной или неотложной медицинской помощи и сохранившие способность к самостоятельному передвижению и самообслуживанию.
В Инструкции определены следующие основные задачи оказания медицинской помощи пациентам с травмой при их массовом поступлении в организации здравоохранения:
прием пациентов, их медицинская сортировка в зависимости от состояния на «красный», «желтый» и «зеленый» потоки и распределение их по структурным подразделениям организации здравоохранения;
своевременное выполнение пациентам необходимых мероприятий по оказанию медицинской помощи.